ПОВЕДЕНИЕ ребенка за столом
Необходимо обратить вниманиеродителей на следующие вопросы:
♦ как ест
ребенок;
♦ каково его
поведение за столом;
♦ умеет ли он
пользоваться ножом и вилкой, полотняной и бумажной салфетками;
♦ знает ли он, что
люди оценивают его по манере еды.
Овладение этими навыками следует начинать как можно раньше. Малыш только взял в руку
ложку и тянет ее ко рту _ мама уже ласково, спокойно и настойчиво должна приучать его держать ложку правильно. С раннего возраста желательно придерживаться следующих правил столового
этикета:
♦ на столе всегда
порядок, чистота и красивая сервировка;
♦ за столом сидим
с чистыми лицом и руками;
♦ застолье
проходит без крика и резких замечаний;
♦ правильно
пользуемся столовыми приборами и салфетками;
♦ обязательно
благодарим за еду и совместную трапезу. Постепенно внушаем ребенку разумность этих
правил, а с 5—6 лет начинаем его этому обучать.
Все мы знаем основные правила поведения за столом: не кричать, не разговаривать, не
вертеться, не сорить, не пачкать, не садиться за стол с грязными руками, не оставлять еду в тарелке и еще много всяких «не». Ребенку трудно выполнить все эти требования. И поговорить
хочется, и сидеть неподвижно трудно, и рад бы не пачкать, да не получается.
В некоторых семьях застолье превращается в мучение для ребенка, ведет к сплошным
наказаниям. Не следует особенно остро переживать его неудачи: он не хуже других, даже если не может запомнить такие простые правила. Детям трудно заставить себя делать то, что надо, а не то,
что хочется, сложно в короткий срок усвоить нужные привычки. Только терпение взрослых, их похвала и уверенность в способностях ребенка приведут к хорошим результатам в освоении правил
столового этикета.
Не следует просто перечислять правила. Постепенно, в игровой и
шутливо-доброжелательной форме их надо довести до сознания ребенка. Пусть он сам подумает и объяснит, как можно за столом ухаживать за мамой и бабушкой, почему нельзя поворачиваться спиной
к тем, кто сидит рядом, что делать, если на тарелке лежат сыр и ветчина, а хочется еще съесть шпроты, почему благодарим за угощение, а не отзываемся о нем плохо, если оно нам не
понравилось, и т.д.
Приучая ребенка пользоваться бумажными и полотняными салфетками и столовыми
приборами, нужно объяснить, что опытная хозяйка по расположению на столе салфетки или столовых приборов может определить желание гостя закончить или продолжить трапезу.
Важно обращать внимание на то, правильно ли ребенок держит приборы в руках,
поскольку переучивать всегда сложнее, чем обучать. С 5-6-летнего возраста необходимо приучать пользоваться ножом и вилкой.
Ребенок легко запоминает эти правила. Ему кажется, что, соблюдая их, он стал старше и
умнее. Он даже следит за взрослыми -так ли они ведут себя во время приема пищи. Надо поддерживать у него возникший интерес к правильному поведению за столом. Взрослых нередко мучает вопрос:
что и как едят. Родители могут создать своему ребенку необходимые условия, чтобы он, став взрослым, редко задавал себе подобный вопрос. Для этого надо обучить его правильно есть разные
блюда: овощи, фрукты, сладости и т.д.
Целесообразно убедить ребенка, что лучше есть за столом. Рассказать ему о
пищеварении, микробах, чистых и грязных руках. Желательно назвать и другие причины: можно случайно кого-нибудь испачкать, а значит, огорчить; жующий на улице человек выглядит некрасиво. Став
старше, ребенок, возможно, не придаст значения таким аргументам, но в раннем детстве мы воспитаем у него привычку не есть на улице. Создаем особые условия для правильной и красивой
еды.
Например, в праздничном застолье будем стараться все делать правильно. Если ребенок
за столом допустил оплошность, не следует его ругать, надо понять причину: у ребенка еще не закреплен навык, он волнуется, его еще не научили, слишком сложное для его возраста требование.
Только терпение и любовь родителей помогут ему справиться с неудачами в освоении правил столового этикета, соблюдение которого столь важно в жизни каждого человека для приобретения
уверенности в себе и осознания себя культурным человеком.
Чтобы малыш рос здоровым!
Помогите малышу выработать правильные привычки.
Ведь они на всю жизнь: если привычки здоровые, то и жизнь будет долгой, активной. Но главное - родительский пример – лучший тренажер. Дурной пример заразителен точно так же, как и
хороший! Помните об этом! Вот несколько привычек, которые важно привить ребенку с раннего детства.
МЫТЬ РУКИ
Как только начинаете прикармливать малыша
кашкой или овощным пюре, перед каждым приемом пищи обязательно мойте крохе ручки. Не важно, что он еще не ест сам и не скоро начнет. Во-первых, малыш может влезть в еду ручкой и
облизать её: пусть она будет чистой! А во-вторых, выработается условный рефлекс: перед едой нужно пойти в ванную, воспользоваться мылом.
Тоже самое необходимо сделать вернувшись с улицы
или посидев на горшке. Ребенок пока ни к чему не прикасается, туалетной бумагой не пользуется, ладошек не пачкает, но важен принцип! Держите это дело под контролем. Подросший малыш может
забегаться, забыв о мытье рук, но не мама!
Многие дети выполняют эту процедуру формально: мазнули ладонью по мылу, сунули руки под кран – и всё! Покажите
ребенку правильный алгоритм действий. Нужно тщательно намыливать ручки со всех сторон 20 секунд. Затем еще 40 секунд смывать пену под струей теплой воды. Повторить все сначала. Гарантию
чистоты рук и защиту от кишечных инфекций дает лишь двукратное мытье рук.
ЧИСТИМ ЗУБЫ
Как только у младенца прорезался первый зуб, его
нужно очищать от налета щеточкой для грудничков в виде напальчника – пока без пасты. С полутора лет нужно чистить зубки мягкой детской щеткой, опять без пасты. С двух лет – с детской
пастой (только сначала надо научить малыша полоскать ротик), а к пяти годам ребенок вполне способен чистить зубки сам, но только под присмотром мамы.
Чистить зубки надо утром и вечером после еды по 2-3 минуты, соблюдая правильную технологию. Пока малыш не освоит
правильную технологию чистки зубов, старайтесь чистить зубы вместе с ним.
ДЕЛАЕМ ЗАРЯДКУ И
ГИМНАСТИКУ
Не путайте одно с другим! Зарядка – это несколько упражнений, которые ребенок выполняет утром, чтобы организм
быстрее проснулся. Продолжительность -1-2 минуты. После зарядки ребенок не должен чувствовать никакой усталости – только бодрость.
А вот гимнастика –это серьезная
фитнес-тренировка после которой нужен отдых.
Очень важно чтобы зарядка и гимнастика ребенку
нравились. Для этого проводить их нужно в игровой форме и желательно в одно и то же время: тогда ребенок будет делать упражнения сам, потому что привык в этот час заниматься
физкультурой.
Оборудуйте в детской спортивный уголок: канат, шведская стенка и др.
НЕ
ПЕРЕКАРМЛИВАЕМ
Не заставляйте ребенка есть все до крошки, не перекармливайте его и не требуйте доедать все, что положили на
тарелку, если он уже утолил голод. Пищевые привычки закладываются в раннем возрасте – пусть они будут правильными! Постарайтесь, чтобы Ваш ребенок не пополнил ряды маленьких толстячков. У
детей с избыточной массой тела в опасности сердце, сосуды, кости, суставы, позвоночник, система обмена веществ.
РЕГУЛЯРНЫЕ
ПРОГУЛКИ
С малышом необходимо гулять 2-3 раза в день по
1,5-2 часа. Гулять нужно правильно. Не кутайте ваше чадо, иначе ребенок будет перегреваться, потеть и без конца простужаться. Одевайте его по погоде, руководствуясь принципом: на ребенке
должно быть столько слоев одежды, сколько и на вас, если он уже начинает ходить и проведет прогулку на ногах.
ПРАВИЛЬНЫЙ СОН
Ритм сна и бодрствования устанавливается на всю
жизнь, а его сбой ведет к снижению иммунитета, расстройству функции внутренних органов и болезням. Никаких мультиков до полуночи, игр в постели и тем более скачек на ней. Пусть ребенок
привыкнет к тому, что кровать – только для сна. Это поможет сформировать правильный рефлекс: стоит взглянуть на спальное место- и глаза начинают слипаться!
Соблюдайте ритуал отхода ко сну.
Последовательность действий нельзя нарушать: она помогает ребенку отключиться от впечатлений прошедшего дня, настроиться на ночной отдых. Купание, сказка на ночь, поцелуй перед сном,
пожелание спокойной ночи- и чадо начинает погружаться в приятную дрему.
Дайте ему время уснуть. Ребенок не автомат. Его
нельзя выключить, нажав на кнопку. Иногда он засыпает сразу, а порой проводит в постели час и даже больше. Не ругайте его, просто установите правило: лежать тихо, не играть, не разговаривать,
не вставать с кровати без крайней необходимости.
Ребенок должен ложиться спать в одно и то же
время. Нарушение режима может привести к снижению иммунитета.
ЗАКАЛЯЙСЯ, КАК
СТАЛЬ!
Не бойтесь сквозняков. Многие мамы стараются
оградить от них ребенка, закрывая двери и форточки. Однако душный, застоявшийся воздух намного опаснее для детского здоровья! Сквозное проветривание необходимо в квартире, где растет
ребенок. Продуть его может лишь в том случае, если он недостаточно закален. Но не перегибайте палку. Закаливание должно вызывать у малыша только положительные эмоции, иначе ваше чадо начнет
всем сердцем ненавидеть все эти влажные обтирания и обливания. Не вздумайте заставлять его купаться в проруби или ходить босиком по снегу. Это вредно! А вот есть мороженое (в меру), пить
напитки из холодильника, полоскать горлышко прохладной водой очень полезно.
Будьте здоровы!